Пятница, 15.11.2024, 02:57Приветствую Вас Гость | RSS
МНОУ "Лицей"
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Jima  
Русская правда, как источник права в Древней Руси.
AlastrielДата: Воскресенье, 27.04.2008, 17:00 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 16
Репутация: 3
Статус: ОFF
План:

- Введение
- Краткая, Пространная и Сокращенная правды
- Норманнская теория в и стории русского права
Часть I.
- Брачно-семейные отношения
- Наследование
- Законы Русской Правды об опеке
Часть II.
- Уголовное право
- Судебный процесс
Заключение
Литература

В ведение.
Цель данной работы – изучение возникновения и развития важнейшего источника права в истории России – Русской Правды. Мы рассмотрим документы, на которых основывается "Правда Роськая", каково на нее влияние западных образцов права и что же было приоритетнее для наших предков, что они в первую очередь защищали законом.
На раннем этапе развития Древнерусского государства действовали нормы обычного права, т.е. обычаи, санкционированные государственной властью. По мере усиления роли государства возрастало значение законодательной деятельности князей. Еще одним источником права являлась судебная практика.
Наиболее ранние письменные источники русского права –
договоры Руси с Византией (907, 911, 945, 971гг.). В этих международно-правовых актах нашли отражение нормы Византийского и Древнерусского права, относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву. Договоры Руси с Византией обычно составлялись в двух экземплярах: один – на древнерусском языке, другой – на греческом. Затем, стороны обменивались договорами.
В текстах договоров упоминались смертная казнь, штрафные санкции и др.наказания. Регламентировалось так же право найма на службу, меры по поимке беглых рабов, регистрации отдельных товаров и др.
К числу древнейших источников права относятся так же церковные уставы князей Владимира, Ярослава, Всеволода и др. (X-XIвв.).
Эти документы определяют положение церкви в государстве, устанавливают юрисдикцию церковных органов и судов, содержат нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи.
Государство передавало церкви «десятину» (десятую часть доходов), что фиксировалось в уставах. В них устанавливался церковный судебный иммунитет, т.е. освобождение зависимых от церкви людей от подсудности княжескому суду, и определялись пределы церковной судебной юрисдикции (дела о богохульстве, колдовстве, изнасиловании, оскорблении словом и др.).
Основным правовым документом Древнерусского государства был сборник правовых норм, получивший название «Русская Правда» или «Правда Роськая». Он представляет собой целый комплекс юридических документов XI-XII в.в., составными частями которого являлись Древнейшая правда (около 1015г.), Правда Ярославичей (около 1072г.) и устав Владимира Мономаха (1120-1130гг.).

КРАТКАЯ, ПРОСТРАННАЯ И СОКРАЩЕННАЯ ПРАВДЫ.
Русская Правда в зависимости от редакции подразделялась на Краткую Правду, Пространную Правду и Сокращенную Правду.
Краткая правда - древнейшая редакция Русской Правды, которая состояла их двух частей. Ее первая часть была принята в 30-ые годы XIв. и связана с именем князя Ярослава Мудрого (Правда Ярослава). Вторая часть была принята в Киеве на съезде князей и крупнейших феодалов после подавления восстания низов в 1068г. и получила название Правды Ярославичей.
Краткая редакция Русской Правды содержит 43 статьи. Характерными особенностями первой части (ст. 1 - 18) является следующее: действие обычая, кровной мести, отсутствия четкой дифференциации штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. Вторая часть (статья 19-43) отражает процесс развития феодальных отношений, отмена кровной мести, защита жизни и имущества феодалов повышенными мерами наказания и т.д. Большая часть статей Краткой Правды содержит нормы уголовного права и судебного процесса.
Пространная правда была составлена после подавления восстания в Киеве 1113г. Она состояла из двух частей – Устав князя Ярославича и Устава Владимира Мономаха. Эта редакция содержит 121 статью.
Пространная правда – более развитый кодекс феодального права, в котором закреплялись привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов и т.д.
Так же Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального землевладения, уделяя много внимания охране права собственности на землю и другое имущество. Отдельные нормы Пространной Правды определяли порядок передачи имущества по наследству, заключение договоров, большинство же статей относится к уголовному праву и судебному процессу так же, как и в Краткой правде.
Сокращенная правда – гораздо более поздняя переработанная реакция Пространной Правды, созданная в XV в.
Открытие русской правды принадлежит Татищеву, который отыскал ее в Новгородской летописи XVв. И представил в Императорскую Академию в 1738г. Впервые издана Русская Правда была в 1767г. А.-Л. Шлецером. В 1799г. в Москве был опубликован дополненный вариант Русской Правды (Академический список).
Русская Правда – подлинное законодательство Древней Руси, в ней заключаются именно те законы, которые употреблялись на Руси в практике, и что в эти законы вошли элементы: славянский, византийский, скандинавский, ибо во время издания Русской Правды русское общество находилось под влиянием этих трех элементов.
Начало Русской правды относится ко времени Ярослава Владимировича, ибо все списки имеют заглавие «Суд Ярослава Владимировича» или «Устав в.к. Ярослава Владимировича о судах».
По мнению большинства исследователей Русской Правды – Владимирского-Буданова, Юшкова, Чистякова – Суд Ярослава Владимировича и Устав Владимира Мономаха знаменуют собой дальнейшее развитие феодального права, обусловленного углублением и развитием феодальных отношений. Так, суд Ярослава Владимировича имеет ряд серьезных отличий по сравнению с Краткой правдой.
1) Известно, что Краткая правда содержала в себе нормы, относящиеся к уголовному праву и процессу. В суде Ярослава Владмировича впервые появляются статьи, которые могут быть отнесены к области гражданско-правовых отношений. В первую очередь, имеются в ввиду статьи 47-48 "о договоре займа", статья 49 "о поклаже", статьи 50-52 о процентах по договору займа.
2) Как уже отмечалось, в центре внимания пространной правды находится не только защита имущественных прав и жизни отельных представителей феодально-привилегированного населения, сколько интересы сословия в целом. Доказательствами этого, по мнению Юшкова, являлось фактическое приравнивание правового статуса ( равно как и ответственности за посягательства против него ) боярских тиунов к княжеским (ст. 1 и 14 Пространной правды),и замена в первой статье пространной редакции Русской правды термина "огнищанин" термином "княжь", "мужь".

3) Значительно увеличивается в сравнении с Краткой Правдой количество составов преступления. Прежде всего это относится к большому разнообразию преступлений против имущественных прав (ст. "о краже скота в хлеве, гумна, жита в яме и т.д.").
4) Значительно больше внимания уделяется характеристике уголовного процесса. Так, если Краткая Правда лишь упоминает о процедуре свода, суд Ярослава Владимировича достаточно подробно ее регламентирует.
5) С принятием Суда Ярослава Владимировича в уголовном праве впервые появляется понятие "умысла"; начинается дифференциация наказания "в зависимости от степени напряженности злой воли". Владимирский-Буданов обращал внимание на различие применения наказания "за убийство в разбое и убийство на пиру без всякой свады ". Таким же образом дифференцируется ответственность "о татьбе в клете" и" татьбе в поле".
6) Следует согласиться с доводами Владимирского-Буданова и Юшкова, считавшими, что именно с Суда Ярослава Владимировича начинается усиление уголовной репрессии. Действтельно, именно в этом документе впервые определяется такой специфический вид наказания, как "поток и разграбление", значительно превышающий по степени тяжести любое наказание, предусмотренное Краткой Правдой. Тем не менее думается, что появление в системе наказания потока не следует переоценивать. Во-первых это наказание предусмотрели лишь за два вида преступления: разбой без всякой свады (ст. 7) и конокрадство (ст. 35). Таким образом, вывод Юшкова о том, что поток назначается теперь за наиболее крупные преступленные деяния, несколько преувеличен.
Устав Владимира Мономаха лишь незначительно расширил практику применения потока, распространив ее на "пожог гумна".

НОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ В ИСТОРИИ РУССКОГО ПРАВА.

Применение сравнительного метода к историческому изучению русского права имеет свою историю. Началось оно с самого элементарного приема сравнения, а именно – сопоставление норм древнерусского права с теми источниками, из которых они, как предполагалось, были непосредственно заимствованы. Сам вопрос о заимствовании был поставлен и предрешен на основании сказания начальной летописи о призвании варягов. Сказание это было истолковано в таком смысле, что первоначально заведение правового и политического порядка у русских славян было признано исключительным делом пришлых варягов. Быт славянских племен, образовавших впоследствии русский народ и русское государство, до призвания варягов рассматривалось как Tabula rasa на которой пришельцы начертали первые основы гражданственности: от них получили восточно-славянские племена первоначальные юридические институты и политические учреждения.
Русскую Правду стали сравнивать со скандинавскими законами – шведскими и датскими - причем все усилия исследователей были направлены на то, чтобы найти для каждой статьи Русской Правды соответственную статью ее норманнского первообраза. Круг заимствования источников расширялся под влиянием идеи родства норманнов со среднеевропейскими германскими племенами.
Первообраза Русской Правды стали искать в народных законах не одной лишь Скандинавии, но и всей родственной норманнам германской Европы, культурному влиянию которой подчинили восточных славян пришлые варяги. Таким путем стали объяснять постановление Русской Правды прямым заимствованием из варварских законов (правд) – саксонских, шведских, ост-готских, вест-готских, фрисских, франкских и д.р.
Например: буквальное заимствование Русской Правды статьи о езде на чужом коне без разрешения собственника.
"Если кто поедет на чужом коне без спросу, пусть уплатит 3 гривны".
Краткая Правда ст.12.
Это является дословным переводом соответственной статьи Ютландских законов. В остальных статьях – хоть и не буквальный перевод, но близкое к подлиннику воспроизведение правоположение германских законов.

Подводя итоги всего вышесказанного, определим главные документы, из которых берет свое начало Правда Русская. Главным образом это договоры с Византией, церковные уставы великих князей - Ярослава ,Владимира, Всеволода, суд Ярослава Мудрого и др.

Часть I.

БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
В самой Русской Правде нет статей, регулирующих брачно-семейные отношения. Такие положения, как уже было сказано, существуют в Церковных уставах Владимира, Ярослава, Всеволода и др.
В раздел «Дела Брачные» относятся статьи о незаконных браках, о разводе и об отказе вступления в брак после сговора.
Начнем по порядку:
• Незаконные браки. В Уставе Ярослава Мудрого различалось несколько видов преступлений против законности брака:
- брак, заключенный без разрешения родителей. В таком случае брак не расторгался, но муж выплачивал родителям вознаграждение;
- принудительный брак, за который отвечают родители, в случае, если молодые сделают над собой что-либо;
- брак, заключенный между родственниками, подлежал расторжению. За него полагалась епитимья и штраф;
- двоебрачие. Если виновным был мужчина, то он подлежал наказанию, назначенному епископом, а вторая жена ссылалась в монастырь. Заключению в монастырь подлежала и жена, вышедшая второй раз замуж при живом муже, причем второй муж должен был выплатить пеню в пользу духовного судьи, по усмотрению последнего.
• Развод. Существовало всего пять поводов для законного развода, причем все они сводились к жене:
- доказанное прелюбодеяние жены;
- разгульная жизнь жены, не смотря на вразумления со стороны мужа;
- если жена будет подстрекать мужа к краже, украдет сама или, узнав о намерении кого-либо обокрасть церковь, не скажет об этом мужу;
- если жена, узнав о заговоре против князя, так же не скажет об этом мужу;
- если жена, узнав о заговоре против мужа, не сообщит ему об этом.
Незаконный развод – развод, совершенный без согласия жены или без доказательств ее вины. Так же самовольный развод, заключенный по обоюдному согласию супругов. В таком случае муж выплачивал штраф – 5гривен.
• Отказ от вступления в брак после сговора. Виновная сторона подлежала штрафу в 5гривен, светской каре и уплате издержек.
НАСЛЕДОВАНИЕ.
Наследство в Русской Правде носит название «статка» или «задницы», т.е. того, что оставляет позади себя умерший. Русская Правда, в числе вещей, для передачи по наследству упоминает только движимости, дом, товар, рабов, скот. О землях не говорится ни слова, потому что, не составляя в то время еще объекта права частной собственности, они не могли переходить по наследованию. Наследование по завещанию не отличается от наследования по закону или по обычаю.
Русская Правда говорит лишь о наследовании после родителей. После отца наследуют дети от жены, но не от рабыни(ст. 98 Пространной правды: если по смерти тца остаются дети, прижитые с рабой, то они права наследования не имеют, а получают свободу вместе с матерью).Статья 104 говорит о том, что "Если будут дети разных отцов, но одной матери, бывшей за двумя мужьями, то наследуют они – одного, другие – другого отца имущество".
Из детей сыновья исключают дочерей, которые вступают в наследство только за отсутствием первых. Дочери до замужества остаются в доме, а братья обязаны снабдить их приданым «како си могут». Наследство разделяется между детьми поровну без преимуществ старшинства.
ЗАКОН РУССКОЙ ПРАВДЫ ОБ ОПЕКЕ.
Вместе с новыми законами о наследстве, введены были новые законы об опеке. Со времени введения христианства на Руси определялся по Номоканону, но с победой русских юридических обычаев над римско-византийскими были изданы новые законы об опеке. По новому закону Русской Правды устанавливался следующий порядок опеки(ст.99 Пространной Правды): опека над малолетними детьми и имуществом, принадлежавшим им назначалась только в том случае, если у них не было в живых ни отца, ни матери, или когда их мать выходила замуж второй раз. Если же она не вступала во второе замужество, то относительно детей вполне заменяла мужа, пользовалась всеми его правами, являлась главой семейства.
Дети не могли выходить из ее повиновения даже и в том случае, если она оставляла дом своего первого мужа и выходила замуж второй раз, но тогда опекунами назначались или родственники мужа, или родственники отца, или второй муж матери.
Имение покойного передавалось опекуну перед людьми, т.е. перед свидетелями, которые назначались от самого общества. По окончанию опеки, когда дети вырастут, опекуны обязывались сдать это имение тоже при свидетелях, и если что-либо из него затрачивалось опекунами, то опекуны были обязаны уплатить утраченное по опеке. Но до окончания воспитания детей, во время управления их имениями, опекуны пользовались всеми доходами, получаемыми с земли и со всего имения, потому что он кормит и заботится о подопечных.

Часть II.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО.
Русская правда под преступлением понимала обиду, т.е. причинение морального, физического или материального ущерба определенному лицу или группе лиц.
Объектами преступления являлись личность и имущества.
Объективная сторона преступления охватывала как покушение на преступление, так и оконченное преступление.
Субъектами преступление были все лица, кроме холопов.
За холопов, оставлявших собственность господ, отвечали хозяева. Закон не устанавливал возрастной ценз для субъектов преступления. Субъективная сторона преступления включала умысел или неосторожность, хотя четкого разграничения форм вины еще не существовало.
Русская Правда обозначала понятие соучастия, но еще не разделяло ролей соучастников (подстрекатель, исполнитель, укрыватель и т.д.).
Если преступление совершалось несколькими лицами,
то ответственность для участников устанавливалась одинаковой. Например:
"А если украдут коня или вола или будет кража из клети, то вор платит гривну и 30 реза, если он был один, если воров было десять, то каждый из них платит 3 гривны и 30 резан "
Краткая Правда ст. 31.

Система наказаний по русской правде выглядит следующим образом:
- Смертная казнь в русской правде не упоминается, хотя согласна летописям она имела место.
- Поток и разграбление является высшей мерой наказаний и заключается в конфискации имущества и обращении преступника и его семьи в рабство. Эти наказания назначались в трех случаях: 1) за убийство в разбое; 2) поджог; 3) конокрадство.
- Вира – денежное взыскание в размере 40 гривен, назначаемое за убийство. Вира могла быть одинарная (за убийство простого свободного человека) или двойная (за убийство человека с привилегиями). Дикая вира выплачивалась вервью (крестьянской общиной) в случаях: 1) когда убийца не найден или община не захотела его выдать; 2) непреднамеренного убийства в драке, на пиру. Вира поступала в княжескую казну.
- Головничество – денежное взыскание в размере виры, взимаемое в пользу семьи убитого.
- Урок – определенное денежное возмещение потерпевшего за причиненный ему ущерб.
Все остальные преступления назывались "продажей" – штрафом, размер которого определялся в зависимости от тяжести преступления. Продажа взималась в пользу князя.

СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС.
Судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер. Судебное разбирательство начиналось по жалобе (иску) потерпевшей стороны. Истец и ответчик обладали равными правами, судопроизводство по Русской правде было гласным, устным. Большая роль в системе доказательств судебного процесса принадлежало ордалиям, присяге и жребию.
Судебный процесс делился на три стадии:
1. "Заклич" – первый этап судебного процесса, объявление о совершившимся преступлении (например о пропаже имущества). Он производился обязательно в людном месте, где объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, по которым ее можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении трех дней с момента заклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком процесса.
2. "Гонение следа" – поиск доказательств и преступника. Так как в Древней Руси еще не появились специальные розыскные органы и лица, гонения следа осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и добровольцы
3. "Свод" – осуществлялся в течении трех дней. Лицо, у которого обнаруживали пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходило до человека, не способного дать объяснение, где он приобрел эту вещь.

Система доказательств, свидетельствовавших о совершении преступления, в Русской Правде состояла из:
- свидетельских показаний "видоков" и "послухов";
- вещественных доказательств;
-ордалий ( испытание огнем, водой и металлом. по обычаю средневековой Европы );
- присяги.

Заключение.
Исследовав Русскую правду, сами собой напрашиваются главные выводы:
В отличие от сводов законов других стран тогдашнего христианского мира, она не знала применения пыток и телесных наказаний ( как в мрачные средние века Европы ), хотя казнь за наиболее тяжкие преступления существовала. В основном приговаривали к денежным штрафам, размеры которых зависели от тяжести проступка и от того, кем был пострадавший. Ограничена была кровная месть, распространенная в обществе тех столетий.
Так же нетрудно догадаться, что для русского человека была важна собственность ( особенно домашний скот, так как множество статей посвящено ему ). В семье главная позиция принадлежала мужу, а важной задачей семьи являлась забота о потомстве до вступления его в совершеннолетний возраст.
По меткой оценке Н.М. Карамзина, "Правда Русская" утверждала личную безопасность права на собственность каждого из подданных князя.
Благодаря влиянию запада и Византии – в Русскую Правду просочились нормы Варварских правд и Римского права.
Правда Роськая, как источник права в древней Руси на протяжении нескольких поколений князей дополнялась и видоизменялась, подвергалась влиянию иностранных правовых норм, и просуществовало несколько веков, являясь основным фундаментом русского законодательства.

Литература:
1) Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России - Москва, 2004 г.
2) Под редакцией Чистякова, Российское законодательство Х-ХХ в.в.Том I - Москва, 1984 г.
3) Юшков С.В. Русская Правда: происхождение, источники, ее значение – Москва, 1950 г.
4) Владимирский-Буданов. Обзор истории русского права – Москва, 2003 г.
5) Зимин А.А. Правда Русская – Москва, 1999 г.
6) Свердлов М.Б. От Закона Русского к Русской Правде – Москва 1988 г.
7) «Хочу все сдать». История государства и права России – Москва, 2007 г.
8) Тарановский Ф.В. История русского права – Москва, 2004 г.
9) Гаврилов С.О. История отечественного государства и права – Кемерово, 2004 г.


Per aspera et astra...
Dum spira sparo...
Dura lex sed lex...
 
RaKatahДата: Воскресенье, 27.04.2008, 17:37 | Сообщение # 2
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 57
Репутация: 3
Статус: ОFF
Что ты можешь сказать о достоверности упоминаемых тобою в связи с Русской Правдой Церковного устава Ярославова и Церковного устава Владимирова? smile smile smile
нефиг по 5 кораблей зараз топить)))
 
AlastrielДата: Воскресенье, 27.04.2008, 17:49 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 16
Репутация: 3
Статус: ОFF
ВЫ сомневаетесь в достоверности церковных уставов русских князей?!
на каких основаниях?
ведь это были единственные источники регулирования брачных отношений!
если в русской правде этого нет,каким же образом,вы считаете, этот правовой аспект регулировался?


Per aspera et astra...
Dum spira sparo...
Dura lex sed lex...
 
JimaДата: Воскресенье, 27.04.2008, 18:49 | Сообщение # 4
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 42
Репутация: 5
Статус: ОFF
Спасибо Вам, что оставили свою научную работу на нашем форуме.
 
RaKatahДата: Воскресенье, 27.04.2008, 19:15 | Сообщение # 5
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 57
Репутация: 3
Статус: ОFF
Есть веские основания в этом сомневаться. Убедительнейшие доводы приводит упомянутый вами Карамзин - "Но так назыываемый Церковный устав Ярославов, о коем упоминают новейшие летописцы и коего имеем разные списки, есть, без сомнения, подложный, сочиненный около XIV столетия. Подобно мнимому Владимирову, он дает епископам исключительное право судить оскорбление женского целомудрия, всякие обиды, делаемые слабому полу, развод, кровосмешение, ссоры детей с родителями, зажигательство, воровство, драки и проч. Сей Устав не согласен с Русскою Правдою и, кроме нелепостей, содержит в себе выражения и слова новейших времен; например, определяет пени рублями, еще не употребительными в денежном счете времен Ярославовых." (Н.М.Карамзин - "Предания веков. Сказания, легенды, рассказы из "Истории государства Российского"" - М., Правда, 1988 - 765 с.)
Ведь "История......" - один из основных источников знания по этому вопросу, разве нет? Каким же образом получается такое недоразумение, несходное с вашей позицией по рассматриваемой проблеме, обозначенной в данной работе?
Несостыковочка получается.....
 
AlastrielДата: Воскресенье, 27.04.2008, 23:14 | Сообщение # 6
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 16
Репутация: 3
Статус: ОFF
Как бы вам объяснить...не сохранилось ни одной летописи времен Киевской Руси.
Самая ранняя - Новгородская летопись 15в. известна нам.
Наверняка,Карамзин и делает следующие выводы.
Но по моему мнению,уставы,как и РП несомненно существовали.


Per aspera et astra...
Dum spira sparo...
Dura lex sed lex...
 
RaKatahДата: Воскресенье, 27.04.2008, 23:29 | Сообщение # 7
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 57
Репутация: 3
Статус: ОFF
Но ведь эта точка зрения должна быть чем-либо подкреплена! Если во всех экземплярах данного Устава имеются РУБЛИ, то как вообще можно говорить о его подлинности?
Quote (Alastriel)
Как бы вам объяснить...не сохранилось ни одной летописи времен Киевской Руси.

Эм....как же тогда быть с историей написания самой "Истории....."?
Как доказательство существования древнерусских летописей:
"Известно, с какой тщательностью изучал Карамзин русские летописи. Поначалу, видимо, они его интересовали как бесценный исторический источник. Но в процессе работы открылись ему в ином качестве - КАК КРУПНОЕ ЯВЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ" (Н.М.Карамзин - "Предания веков. Сказания, легенды, рассказы из "Истории государства Российского"" - М., Правда, 1988 - 765 с.)


Сообщение отредактировал RaKatah - Воскресенье, 27.04.2008, 23:29
 
AlastrielДата: Воскресенье, 27.04.2008, 23:51 | Сообщение # 8
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 16
Репутация: 3
Статус: ОFF
Моя точка зрения подкреплена и литературой,на которую я ссылаюсь и мнением д.и.н. Гаврилова С.О. - профессора КемГУ.
Даже Татищев нашел РП в летописи 15в,т.к. более ранних ее источников не имеется и этот факт неоспорим!


Per aspera et astra...
Dum spira sparo...
Dura lex sed lex...
 
RaKatahДата: Понедельник, 28.04.2008, 00:01 | Сообщение # 9
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 57
Репутация: 3
Статус: ОFF
Два неоспоримых факта...что-то тут определенно не так. Ну ладно, оставим это в состоянии равновесия.
Но все-таки, ответьте мне по поводу РУБЛЕЙ!!! Ну как они могут хотя бы теоретически вписаться в ПОДЛИННЫЕ уставы, если во время действия РП и этих самых уставов такой валюты и в помине не было!! Ну как это возможно?? А ведь это не копия, а подлинник уставов, независимо от времени их нахождения!
Даже если факт отсутствия летописей ранее 15 века неоспорим, пусть даже и вопреки Карамзину (хотя это нельзя использовать как реальный довод), эти злокозненные сатанинские РУБЛИ портят всю картину и стоят камнем преткновения на пути признания подлинности летописей! А это ставит под сомнение всю конструкцию ваших рассуждений по вопросу этих уставов!


Сообщение отредактировал RaKatah - Понедельник, 28.04.2008, 00:04
 
AlastrielДата: Понедельник, 28.04.2008, 15:05 | Сообщение # 10
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 16
Репутация: 3
Статус: ОFF
Милый мой Rakatah,неужели вы так наивно верите,что слово Рубль там употреблялась в современном смысле?!
Слово 'РУБЛЬ' происходит от слова 'РУБИТЬ',по одной из версий тогда 'рубили' куны(валюту того времени) и этими частями (рублями) расплачивались. Ныне распространено мнение,что название 'РУБЛЬ' произошло от изготовки этой валюты: ее рубили от какого-либо металла.
Надеюсь,достойно отбила ваш вопрос!


Per aspera et astra...
Dum spira sparo...
Dura lex sed lex...
 
RaKatahДата: Понедельник, 28.04.2008, 16:09 | Сообщение # 11
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 57
Репутация: 3
Статус: ОFF
Ну хорошо, допустим. Но тогда вопрос: а почему же в РП мы нигде не встречаем рублей, а только гривны, куны, резани, ногаты? (заранее извиняюсь если что забыл). Не потому ли, что их все же тогда не существовало?
Столь значительного расхождения в наименовании денежных знаков в законах одного или близкого времени по любой логике существовать не может...И это возвращает нас к изначально поставленному вопросу.
Не стоит и говорить, что в позднейших литературных источниках, повествующих о жизни древнерусских князей, мы также не встречаем упоминания о коварных рублях...
Пока еще не отбила....давай, это уже пятый=))
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: