Пятница, 15.11.2024, 03:09Приветствую Вас Гость | RSS
МНОУ "Лицей"
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Jima  
История развития государства и права в средневековой Франции
AlastrielДата: Воскресенье, 27.04.2008, 17:06 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 16
Репутация: 3
Статус: ОFF
История государства и права
средневековой Франции.

План:

Введение…………………………………………………………2стр.

1.Культура
- Средневековое право и правовые воззрения………3-4стр.

2.Политическое устройство
- Основные черты общественного строя……………..5-7стр.
- Государственный строй…………………………………8-9стр.

3. Право
- Салическая правда (VI-X)…………………………..10-12стр.
- Кутюмное право (XI-XV)…………………………….13-15стр.
- Международное право………………………………..16-18стр.

Заключение……………………………………………………19стр.

Список литературы…………………………………………20стр.

ВВЕДЕНИЕ

Цель данной работы – рассмотрение развития средневекового правового воззрения в целом, а так же французского права в частности, так как сборники законов Франции являются основой Романо-Германской правовой системы.
Период средневековья – с V (если быть точнее, то с 476г) по XV век.
Средние века – эпоха возникновения, развития и упадка феодального способа правления, феодального государства и права во всемирном масштабе.
Вопрос о периодизации истории феодального государства и права является весьма сложным. В Европе гибель рабовладельческого строя произошла между III и VII вв. н.э.
Феодальное право – право, закрепляющее господство привилегированных сословий (дворянства и духовенства). Таким образом, феодальное право утверждает сословный строй общества, разделение его на неравные по своим правам и обязанностям замкнутые группы, причем сословная принадлежность передается по наследству.
Развитие производительных сил влекло за собой усиление разделения труда, урбанизацию, рост обмена, развитие трудовых отношений.
Большую роль в средние века играла религиозная идеология. Церковь была крупнейшим феодальным землевладельцем и являлась важнейшей опорой феодализма.
В истории феодального государства в Европе поочередно сменялись следующие его главные формы: 1) раннефеодальная монархия (IX-XIII вв.) – органы, направляющими действия монарха (королевская курия и съезды феодалов); 2)сословно-представительная монархия (XIV-XV вв.), отличительная черта которой – ограничение власти монарха особым сословно-представительным учреждением (во Франции – генеральным штатом); 3) абсолютная монархия (XVI-XVIII вв.) – власть всецело принадлежит монарху.

Часть 1.
КУЛЬТУРА

СРЕДНЕВЕКОВОЕ ПРАВО И ПРАВОВЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ

Правовые отношения в любом обществе коренятся с социальной и экономической сферой.
Феодальный способ производства породил свои правовые концепции. Слабая дифференциация различных сфер общественной жизни в средние века предопределила то, что философия, мораль, юриспруденция тесно переплетались, образуя своеобразную систему. Причем все части этой системы имели богословную окраску и пронизывались религиозными представлениями.
В характеристике правовых норм, традиций, поведенческой практике людей средневековья бросается в глаза всеобщая нормативность социального поведения человека. Все стороны человеческой деятельности в феодальном обществе были подчинены правилам, отступления от которых возбранялись и осуждались.
Человек не стоял перед выбором, он следовал образцам, санкционированными религией, правом, моралью, традицией.
Право, правовые нормы и воззрения были увязаны христианской догматикой и следовали ее основным положениям.
Доминирующая в средневековом обществе теория божественного права, сформулированная в послании апостола Павла, выдвигала тезис о всеобщем господстве закона, установленного Богом.
Уже крещение человека представляло особый способ определения его места в обществе, налагало на него определенные правовые обязательства, нарушать которые он не мог. Церковь считала, что право вообще не создается людьми, оно есть Божье установление.
Средневековая юридическая мысль, исходя из приведенных богословских установок, развивала и дополняла доктрину права.
Согласно распространенному в ту эпоху мнению, - право есть неотъемлемый элемент миропорядка и столь же вечно и неуничтожимо, как и само мироздание. Мир не мыслим без закона, будь то мир природы или людей.
Право – основа всего человеческого общества, на нем строятся отношения между людьми. Право всегда справедливо, ибо у его истоков стоит Бог. Право и справедливость воспринимались как синонимы.
Фома Аквинский утверждал: «Право есть установление разума для общего блага, провозглашенное тем, кто заботится об обществе».
Столь же неотъемлемым признаком права являлась его старина. Право не может быть нововведением, оно вечно, как и сама справедливость. Право не вырабатывается вновь, его «ищут» и «находят». Так, все новое внушало недоверие, новаторство воспринималось как святотатство и безнравственность. Следовательно, право мыслилось неподвижным.
Право в Средние Века понималось не только как всеобщее состояние общества в целом, но и являлось важнейшим признаком каждого человека этого общества. Люди характеризовались и отличались правовым статусом. Он передавался по наследству, но мог быть изменен, то есть, пожалован государем.
Все действия человека в средние века осуществлялись в строго установленном юридическом формате. Большинство людей предпочитало устное свидетельство документу.
Еще одна особенность правовых отношений: вплоть до конца средневековья действующие правовые нормы и обычаи не были универсальными, одинаковыми и обязательными на всей территории государства. Часто каждый округ, земля, графство имели свои собственные законы и обычаи.
Отношение средневекового человека к суду, правосудию, наказанию было так же достаточно специфичным.
Наблюдается абсолютная приверженность людей к формальной стороне судопроизводства (обряду):
• клятва сторон и показания свидетелей;
•аргументы сторон и вещественные доказательства.
Вплоть до конца средних веков использовались Сакральные методы определения виновного, а так же абсолютное доверие общества приговору суда (Господь все видит и не допустит несправедливости).

ЧАСТЬ 2.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ
После распада империи Кара Великого в состав западнофранкского государства входили Нейстрия, Аквитания, Бретань, Гасконь, Септимания, Испанская марка.
Во Франции Каролинги удерживали свою власть до конца Х в., так же быстро прогрессировала феодальная раздробленность.
Уже первому французскому королю Карлу Лысому приходилось постоянно идти на уступки своей знати. Так, в своем капитулярии 847г. он предписал: «чтобы свободный человек в нашем королевстве признал над собой сеньора, кого хочет – в нашем лице или в лице наших вассалов». Капитулярий 877г узаконил в интересах крупных феодалов практику превращения бенефиция в феод, признав тем самым экономическую и политическую независимость феодальной знати. С тех пор королевская власть уже не могла отнять пожалованные феодалам земли под условием службы. Феодалы могли иметь свой суд и администрации; чеканить монету; не спрашивая короля, вести войны. Герцоги, графы, бароны имели собственных вассалов и постепенно укрепляли свою независимость.
Короли раздавали иммунитетные грамоты. Владелец ее приобретал административную и судебную власть на данной местности. На этой территории без разрешения сеньора не мог появиться даже чиновник короля. Иммунитетные грамоты дали их обладателям возможность применять внеэкономическое принуждение к крестьянам. Герцоги, графы зачастую уклонялись от выполнения своих вассальных обязанностей перед королем. В лучшем случае они считались с ним, как с первым среди пэров.
Духовные феодалы – епископы и аббаты – получали власть от папы римского. Акт вступления в должность сопровождался обрядом, который назывался инвеститурой.
Принадлежность к феодальному сословию определялась по рождению. По примеру короля, крупная знать каролингской эпохи путем раздачи бенефиций умножала число своих вассалов.

Рыцари.
Каждый феодал в возрасте от18 до 20 лет был обязан пройти обряд посвящения в рыцари. В присутствии родственников ему вручали меч и шпоры. Во время такой церемонии вассал давал клятву верности сеньору, который дарил ему «поцелуй мира». Этот обряд назывался оммажем. Рыцари составляли основу войска короля. За свой счет они приобретали коня и снаряжение. Перевязь, рыцарский пояс и золотые шпоры являлись знаками отличия рыцаря.

Вассал мог рассчитывать на покровительство своего сеньора. Поступки и правонарушения вассалов разбирал суд знати во главе с сеньором.

Крестьяне.
Крестьяне занимали самую низшую ступень в общественной пирамиде феодального общества. Община еще сохранялась, но появилась зависимость от феодалов.
В 9-13 вв. завершен захват сеньорами крестьянских земель, но в ряде случаев во владении крестьян находились небольшие участки – парцеллы. Зависимости крестьян от феодалов были весьма многообразны. Большинство крестьян стали сервами и вилланами.

вилланы: могли передать, продать свою парцеллу, что освобождало его от сеньориальных повинностей, которые переходили к другому лицу. Если же виллан выполнял все феодальные повинности , сеньор не имел права отнять у него надел, который в таком случае переходил к наследникам виллана.
сервы: находились в личной зависимости от своего господина. В его пользу они выполняли ряд повинностей, выплачивали значительное число различных податей и платежей. Разорительными для крестьян были баналитеты- монопольное право собственности на хлебные печи, мельницы и т.д., сопряженное с обязанностью крестьян пользоваться ими за плату, установленную господином.

В конце Х в. Сеньоры поучали право, носившее название баналитетов, согласно которым крестьянин был обязан за плату печь хлеб только в господской печи, молоть зерно только на господской мельнице, давить виноград господским прессом. У феодала было также право преследовать крепостного, если он уйдет с земли, к которой прикреплен. Господин отыскивал его и насильно возвращал. В пользу церкви крестьян взыскивалась десятина со всех видов продукции. При смешанных браках разных сословий дети наследовали низшее социальное положение родителей.

Положение сервов было несколько лучше.

В то время хозяйство имело ярко выраженный натуральный характер, т.е. значительная часть крестьянства необходимые товары производила в своем хозяйстве. Этой продукцией довольствовались и очень многие сеньоры. Стабильных устойчивых связей между отдельными районами не было.
В рассматриваемый период увеличилось городское население. Получило свое развитие городское ремесленное производство.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
Королевство состояло из множество фьефов – феодальных владений(герцогств, графств),которые формально считались его частью. а фактически представляли собой независимые политические образования. Знать упорно сопротивлялась любым попыткам усилить монархию. Вместе с тем она не выступала против королевской власти как таковой. Представители знати неоднократно подчеркивали: «Франции нужен король, но король слабый». Пример из истории: в связи с прекращением династии Каролингов на престол избрали графа Гуго Капета (конец 10в.). Капетинги, по существу, не имели власти в королевстве.
ФЕОДАЛЬНАЯ ИЕРАРХИЯ.
Верховным собственником всей земли в государстве являлся король. Но большая часть земли находилась во владениях феодалов (фьефы). Они считались вассалами короля, а он их сеньором.
Передача фьефа и установление в связи с этим отношений вассалитета фиксировались особым договором, который сопровождался «оммажем». Сеньор совершал обряд вручения инвестуры – символа власти вассала над фьефом. Вассал должен был: 1) нести военную службу (40 дней в году); 2) выплачивать сеньору различные «помощи»; 3) участвовать в суде своего сеньора если подсудимым был вассал равного с ним ранга.

СТРУКТУРА И ПОЛНОМОЧИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА.
КОРОЛЬ был выборным. После смерти главы государства новый король выбирался его вассалами и высшими иерархами французской церкви.

КОРОЛЕВСКАЯ КУРИЯ (великий совет) была единственным общегосударственным органом, имевшим возможность оказывать влияние на положение дел в большей части страны. Великий совет – съезд крупнейших феодалов страны. Здесь рассматривались и в ряде случаев решались важнейшие вопросы внешней и внутренней политики.
УПРАВЛЕНИЕ НА МЕСТАХ. Домен короля был сравнительно невелик и почти совпадал территориально с его личными владениями. Поэтому дворцовые управляющие, ведавшие королевскими имениями, были и министериалами, заведовавшими делами домена.
СУД. Каждый свободный должен был судиться «судом равных». Подсудность каждого лица зависела от той степени иерархии, на которой оно находилось. Таким судом становилась королевская курия. Аналогичный порядок утвердился и на нижестоящих ступенях феодальной иерархии. Причем сеньор лишь председательствовал, наблюдая за правильностью судопроизводства, а судили вассалы, равные по рангу подсудимому.
Несвободное население (прежде всего сервы) судились их сеньорами или их министериалами и Прево. Здесь безраздельно господствовала сеньориальная юстиция. Сеньоры делили между собой судебную власть в соответствии с условиями феодального договора. Судебные правомочия отдельных сеньоров не должны были превышать объем прав, установленным иммунитетом. То есть сеньоры высших рангов имели большую судебную власть – «высшую юстицию», чем нижестоящие, которые наделены «низшей юстицией».
ВЫСШАЯ ЮСТИЦИЯ – рассмотрение и вынесение приговоров по преступлениям, наказываемым смертной казнью (убийства, поджоги).
НИЗШАЯ ЮСТИЦИЯ – все, кроме преступлений, наказываемых смертной казнью (за исключением - разбой, который наказывался смертной казнью).
Судебная власть не была отделена от административной. Например, королевская курия была не только «судом равных», но и совещательным органом, где обсуждались важнейшие вопросы внешней и внутренней политики.

Большими правомочиями в области суда была наделена церковь. Церковной юрисдикции подлежали уголовные и гражданские дела духовенства, а так же лиц не духовного звания, но по службе связанных с церковью, так же еретики, колдуны, осквернители и т.д.

Часть 3.
ПРАВО

САЛИЧСКАЯ ПРАВДА (VI – X в.)

Общая характеристика:
Варварские правды – раннефеодальные юридические кодификации германских народов (записи их обычного права).
Существовали Салическая, Ринуарская, Бургундская, Алленская правды.
Мы рассмотрим Салическую правду.
Существуют несколько вариантов салической правды – самая близкая к древней – Парижская Рукопись.
Характеризуется отсутствием общих абстрактных понятий, присущ казуистический характер. Правовые действия и акты отличаются формализмом. Но этот сборник — наиболее полный, дошедший до нас во многих списках и вариантах более раннего и более позднего времени, и по содержанию отличающийся наибольшей архаичностью.

БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение невесты наказывалось штрафом.
Препятствия, которые могут помешать заключению брака:
- существование законного брака;
- объявление лица вне закона;
- кровное родство;
- несвободное состояние человека.
О расторжении брака в салической правде не упоминается.
При заключении брака жених в качестве выкупной платы вносил брачный дар. После смерти супругов брачный дар переходил к детям. В случае смерти мужа вся власть переходила свекру.
Но со временем эти обычаи умерли. Вместо выкупной платы – вещи или деньги, жених приносил жене утренние дары. Существовал матриархальный строй.

НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО.
Было известно наследование по закону и по завещанию:
По закону:
- движимое имущество наследовалось в следующем порядке: 1) дети, 2) мать, братья, сестры, сестры матери, сестры отца и т.д. Такой порядок устанавливал преимущество женского родства.
- недвижимое имущество – женщины исключались из числа наследников.
Земля передавалась по мужской линии.
По завещанию:
- наследование по завещанию осуществляется путем дарения (аффтаномии), совершавшегося публично по строго установленной форме.
При аффтаномии имущество передавалось третьему лицу, которое было обязано не позже, чем через год после смерти дарителя передать имущество указанному лицу.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ.
Четкого определения преступления в салической правде нет, но установлены его виды:
- преступления против личности (убийство, клевета, членовредительство, изнасилование и т.д.);
- преступления против собственности (кража, поджог, грабеж);
- принятие мер против порядка отправления правосудия (лжесвидетельство, неявка в суд.);
- нарушение предписаний короля (например, титул «о переселенцах»).
Так же упоминается отягчающие обстоятельства (групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть преступление), говорится о подстрекательстве к краже или убийству.
Субъектами преступления могли быть не только свободные франки, но и литы, рабы.
Эпоха Салической правды характеризуется отмиранием кровной мести. Взамен ее – выкуп (вергельд – за убийство, пеня – за менее тяжкие преступления).
Размер выкупа зависел от национальности, сословной принадлежности, возраста, пола потерпевшего и был достаточно высоким. Жизнь свободного франка оценивалась в 200 солидов
СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС.
Судебный процесс по салической правде носил состязательный характер.
Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялась в одинаковых формах. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права. Процесс был устным, гласным, формальным. Три вида доказательств по салической правде:
1) Соприсяжничество.
Соприсяжники - родственники, друзья, или соседи обвиняемого, являющиеся его «свидетелями доброй славы».
2)Очевидцы.
3)Ордалий – преступник устанавливался при помощи «божьей силы».
Салическая правда описывает суд божий, как испытание «котелком». К ордалию прибегали те, кто не мог предоставить соприсяжничество.
Судебные споры разбирались на собраниях свободных людей, сотни, под председательством выборного судьи – тунгина.
Приговор выносили выборные заседатели – рахинбурги.
Затем постепенно осуществление суда переходит в руки королевской администрации. Место тунгина занимает граф, а роль народных заседателей
исполняют скабины, которые избираются графом. Обязанности налагаются пожизненно.
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
- Салическая правда не упоминает о договоре купли-продажи;
- Судебные штрафы за кражу вещей.
- Земля переходила только сыну (если наследника не было, то земля переходила в общину). Не было намеренной дискриминации женщин. Если рода не стало, то наследует дочь (брат, сестра), а не соседи, как было раньше.

КУТЮМНОЕ ПРАВО (X-XV вв.)
Развитие феодальных отношений во Франции привело к тому, что действовавшие в период правления Каролингов варварские правды и королевские капитулярии потеряли свою силу. Основным источником права становится обычное или «Кутюмное» право.
По своему содержанию кутюмы отражали феодальное право, причем в некоторых важных вопросах они как бы противостояли и королевской правовой политике, и церковному праву.
В работе над ними немалую роль сыграли ученые правоведы, которые привнесли в кутюмы новые правила систематизации и логики. Всего было составлено до 60 общего и до 200 местного значения кутюмов. В середине XVI в. по распоряжению короля многим были даны новые редакции. Кутюмное право получило официальное признание.
С ростом городов, увеличением численности населения, с развитием товарно-денежных отношений происходит рецепция римского права, т.е. заимствование его положений:
1) на смену феодалам приходят буржуа, следовательно нужно уметь составлять контракты, а в кутюмном праве этого нет; 2) Королевская власть использует римское право в своей борьбе с церковью и феодальными сеньорами; 3)повышается теоретический интерес в силу широкого обращения эпохи возрождения к наследству античного мира. В связи с этим Франция как бы делилась на две части: Юг называли страной писаного права (римского), север – обычного права (кутюмного).
В 12-13 в.в. римское право преподается в университетах. Его влияние было настолько велико, что по настоянию церкви в 1219 г. его преподавание в Парижском университете было запрещено. Теперь оно возрождалось.
Однако, возросший авторитет Римского права не устранил деления Франции на области обычного и писаного права. На юге – «кодекс Юстиниана», на севере – кутюмы «писаного разума».
Начиная с XIII века со стороны юристов-практиков стали предприниматься попытки систематизации кутюмов в виде сборников обычаев. Так, около 1255г. был составлен Большой сборник обычаев Нормандии, и в 1273г. кутюмы Анжу, Оверни и Орлеана были собраны в сборник, получивший название «Учреждение Святого Людовика», куда вошли также некоторые ордонансы этого короля извлечения из римского и канонического права. Широкой известностью пользовался
сборник «кутюмов Бовези» (1282г.), составленный Бомануаром, считавшимся первым теоретиком французского права. В 1389г. появляется «большой сборник обычаев Франции», но все эти сборники были частными систематизациями и не имели официального признания.
Во второй половине XV и XVI в.в. (процесс усиления страны и усиление королевской власти) появились утвержденные королем сборники кутюмов, но за этими сборниками не было признана общеобязательная сила для всей страны.
Основной фактор, внесший единство в феодальное право Франции - рецепция римского права, заимствование его положений пользовалось значительным авторитетом не только на юге страны, но и в области кутюмного права.
Так же на развитие французского феодального права воздействовало и каноническое (церковное право), особенно в области семейного права.
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ
Частная собственность на землю(аллод) прежде всего утвердилось в среде феодальной знати, но основными и самыми распространенными правилами на землю были «держания» - феодальные зависимые права, приобретавшиеся от вышестоящего сеньора. Видами земельных держаний были феоды и цензивы.
Феод – благородное (дворянское) держание земли на основе вассальных (ленных) отношений. В отличие от бенефиция, которым наделялся вассал на условиях военной службы, он являлся наследственным владением феодала, независимо от службы. Вассалы имели в отношении феодов права владения, пользования и передачи по наследству.
Если вассал умирал, не имея наследников, то феод возвращался сеньору.
Вассалу принадлежали все доходы феода. Только при переходе феода наследнику, последний должен был платить рельеф (пошлину, равную годичному доходу феода, по данным кутюмов XIIIв.)
Цензива – так называемый порядок держания земли лично свободными крестьянами, при которой уступка участка земли собственником аллода или владельцем феода делали крестьянина наследственным пользователем земли с возложением на него разнообразных платежей в пользу сеньора. Разновидностью цензивы была издольщина («шампар»), когда виллан был обязан вносить в пользу феодала часть урожая.

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО.
В средневековой Франции семейное право регламентировалось каноническим правом.
Были установлены правила при заключении брака:

 брачный возраст: 14 - для мальчиков, 12 - для девочек.
 недействительными считались браки:
• духовенства и монашествующих
• с некрещеными;
• между родственниками;
• под влиянием насилия или ошибки;
• без согласия;
 незаконный брак:
• после помолвки с другим лицом;
• в постный день;
• без предварительного публичного согласия;
 церковный обряд.
Брак сохранял силу, супруги подлежали церковному обряду.
Супружеская измена – правонарушение. Главой семьи являлся муж, он же имел права наносить жене телесные наказания. С XIVв. Жена не имеет дееспособности.
Церковная – единственная форма брака. Главный принцип брачно-семейных отношений – власть мужа и отца.
На севере Франции – отношения свободные, общность имущества, которым распоряжается муж.
На юге Франции – римская власть домовладыки, общности имущества не существовало. Муж получал приданое, которым он управлял.
УГОЛОВНЫЙ ПРАВОВОЙ ПРОЦЕСС.
Выбор наказания – на усмотрение судьи, цель наказания – устрашение.
Формализм: стороны и свидетели обязаны произносить установленные формулы. Процесс происходил гласно и устно.
С XIII в. Это судопроизводство уступает место другому, слагавшемуся под влиянием римского и канонического права:
- Судебный поединок отменен, вместо этого в качестве доказательств выступали свидетели и документы;
-Устная форма и публичность;
-По уголовным делам суды стали переходить к следственному (розыскному) процессу.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО.
Падение в 476 г. н.э. Западной Римской империи и низложение вождем германских наемников последнего римского императора Ромула Августула дало простор развитию феодально-общественных отношений. Начали быстро складываться феодально-экономическая формация и вместе с ней феодальный тип международного права. Система юридических принципов и норм, постепенно сложившихся в V-XVII вв. и регулировавших отношения государств той исторической эпохи, именуется международным правом средних веков.
Отличительными чертами этого периода являлись:
• регионализм;
• преобладание обычных норм над договорными;
• значительное влияние церкви на процесс формирования норм международного права.
Первые века феодализма отмечены многочисленными устными договорами, которые сопровождались либо клятвой, либо рукопожатием. Однако постепенно устанавливается форма и письменного заключения договоров. Чаще их тексты были написаны на латинском языке. Сроки действия таких договоров были самые различные (от 1 года до 50 лет и более). Давность международных соглашений к тому времени не была известна и четко определена. К расторжению международных договоров вели войны. В ту эпоху появились новые виды международных договоров: торговые, о плавании по рекам, консульские, валютные и другие соглашения.
Как и в период зарождения международного права, так и в средние века обществу не был известен институт постоянных дипломатических представителей. Дипломатическое право — отрасль международного права, представляющая собой совокупность норм, регламентирующих статус и функции государственных органов внешних сношений. Система дипломатического права соответствует основным формам дипломатии: двусторонней дипломатии. Дипломатическое право на протяжении долгого времени основывалось на обычаях. Постепенно нормы права внешних сношений стали включаться в договоры, хотя по-прежнему и оставались преимущественно обычными. Средневековая практика дипломатии исходила из принципа: "Посол лицо государя носит и речи ей говорит". Таким образом, послы являлись личностями неприкосновенными. Они наделялись особыми привилегиями и преимуществами, как-то: невозможность задержания их властями государства и наложения ареста на имущество, освобождение от уплаты пошлины и т.д. Они могли рассчитывать на особые почести церемониального характера.
Вместе с тем возникает институт консулов. Первые из них уже начали складываться в X в. в Средиземноморье. Консулы первоначально представляли собой избранных из числа иностранных купцов и мореплавателей лиц, которые должны были защищать их интересы перед местными властями. Получая дальнейшее развитие в Европе, институт консулов постепенно приводит к появлению соответствующих государственных учреждений.
Консульское право можно охарактеризовать как
совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих деятельность консульских учреждений и членов их персонала и определяющих их статус, функций, права и обязанности.
Исторически консульские отношения развивались как отношения, связанные, прежде всего, с международной торговлей и торговым мореплаванием. Консулы долгое время рассматривались как выборные или назначенные государством советники и помощники, призванные оказывать на территории иностранного государства помощь и содействие отечественным купцам и другим частным лицам и организациям.
Дальнейшее развитие получили нормы права войны. Участниками войны считались все взрослые (обычно с 14 лет) мужчины. В мусульманских странах в священной войне могли участвовать и женщины. Законы войны той эпохи оставались по-прежнему суровыми. На основе их не проводилось различие между военными и мирным населением, пленных обращали в рабство, раненых бросали на произвол судьбы, города и селения подвергались разграблениям.
Нельзя не сказать о значении идеи суверенитета и равноправия государств. Суверенитет государства приравнивался к форме суверенитета монарха, так как он являлся единственным его носителем. Подтверждением тому служит изречение французского короля Людовика XIV (1638 -1715 гг.): "Государство - это я". В связи с этим равенство государств сводилось к равенству монархов ("равный над равным власти не имеет").
Великие географические открытия и возникновение в связи с этим глобальных мирохозяйственных связей постепенно приводят к формированию общего для всех уголков планеты международного права. Оно становится по преимуществу договорным, а роль и значение Церкви в становлении новых норм международного права неуклонно падает.
Относительно рек, пересекающих территорию нескольких государств или служащих границей между ними, было принято решение, согласно которому судоходство "по всему течению таких рек должно быть совершенно свободным для торговли. В целях осуществления судоходства должны были быть установлены единообразные правила, в том числе и в отношении сбора с судов пошлин, основанные на принципе благоприятствования для торговли всех государств. Указанный международный режим предписывался для Рейна, Мааса, Мозеля и Шельде.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования, я проследила историю права средневековья. Как и у права любой эпохи, здесь тоже есть свои недостатки.
Как недостаток, можно назвать слепую веру средневекового человека в церковь, Бога. Средневековое право, не только во Франции, но и в других странах, практически полностью находилось под контролем церкви. Возможно, это вязано с тем, что епископы отнюдь не являлись ревностными католиками, а скорее стали самостоятельными князьями и графами, оказывая уже более сильное влияние на короля. Так же проблема была в самом человеке. Каждый был уверен во всемогуществе Божьей власти, а значит и королевской.
Что же касается суда и судопроизводства, здесь так же есть существенный недостаток – сакральный метод определения виновного. Конечно же, нельзя определить преступника путем окунания руки обвиняемого в кипяток или раскаленное масло. Считали, если на руке не оставалось следов ожога, то человек невиновен. Не трудно предсказать исход этого дела. Но люди верили и беспрекословно подчинялись решению судьи.
Еще одним недостатком французского права, на наш взгляд, является жесткие сословные рамки, неравные права разных сословных представителей. Например, люди из низших слоев общества (крестьяне, рабы, колоны), им достаточно трудно вырваться на более высокую ступень иерархии и их жизнь практически ни во что не ставилась. Словом, социальная несправедливость характерна для того времени.
Особенностью Франции было то, что вплоть до ликвидации феодализма она не знала единой правовой системы.
С древних времен права человека видоизменялись, какие-то аспекты навсегда исчезали. Право все время совершенствовалось, и, начиная с общинных законов, оно, с течением веков, сформировалось в нынешнюю правовую систему. Если бы право не прошло через феодальную ступень, кто знает, каким бы оно было сейчас.

Литература:

1) Батурин А.П. Человек средневековья, проблемы
Менталитета - Кемерово, 2001 г.

2) Ливанцев К.Е. История государства и права
Средних веков - Санкт-Петербург, 2003 г.

3) Батыр К.И. Всеобщая история государства и права -
Москва, 2000 г.

4) Арзаканян М.Ц. История Франции - Москва,
2005 г.

5) Манфред А.З. История Франции - Москва, 1972 г.

6) Черниловский З.М. Всеобщая история государства
и права зарубежных стран – Москва, 1983 г.

7) Вологдин А.А. История государства и права
зарубежных стран – Москва, 2005 г.

8) Хрестоматия по истории государства и права
зарубежных стран – под редакцией Батыра К.И.,
Москва, 2000 г.


Per aspera et astra...
Dum spira sparo...
Dura lex sed lex...


Сообщение отредактировал Alastriel - Воскресенье, 27.04.2008, 17:07
 
RaKatahДата: Воскресенье, 27.04.2008, 17:25 | Сообщение # 2
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 57
Репутация: 3
Статус: ОFF
За что ты так меня поименовала......
Ну хорошо, раунд первый. В твоей работе подчеркивается несостоятельность и слабость королевской роли в истории Франции.
При этом
Quote (Alastriel)
Пример из истории: в связи с прекращением династии Каролингов на престол избрали графа Гуго Капета (конец 10в.). Капетинги, по существу, не имели власти в королевстве.

Тогда как же быть с такими королями, как Людовик IX Святой, Филипп II Август, Филипп IV Красивый, Филипп V Длинный, Генрих IV, Людовик XIV? Это только несколько наиболее деятельных и великих реформаторов. Неужели они не имели реальной власти??
И это не отдельны случаи, а наиболее вопиющие примеры и общей массы властителей-абсолютистов.
Отбивай! smile
 
AlastrielДата: Воскресенье, 27.04.2008, 17:46 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 16
Репутация: 3
Статус: ОFF
Да,безусловно они проводили какие-то реформы, как попытки объединить земли или сделать единой монету(как вы мне сами смели утверждать).
но в тоже время мы не можем отрицать сильнейшее влияние верхов общества на решения короля.
но как уже было сказано мной: мнение графов и герцогов того времени: Франции нужен король,но король слабый.
Увы,но это их мнение.
если говорить о церкви - тут вообще беспредел.
Архиепископы стали больше самостоятельными феодалами и оказывали сильнейшее влияние на короля.

Почему же вы не допускаете вариант,что все ВЕЛИКИЕ реформы короля - не влияние церкви или феодалов?
каждая из этих сил тянула одеяло на себя...


Per aspera et astra...
Dum spira sparo...
Dura lex sed lex...
 
RaKatahДата: Воскресенье, 27.04.2008, 19:04 | Сообщение # 4
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 57
Репутация: 3
Статус: ОFF
Раунд второй.
Все это вполне логично. Дворянская вольница существовала всегда и во все времена. Про "сильнейшее" влияние говорить сложно - в тех случаях, когда на престоле оказывался тряпка вроде Людовика X Сварливого или Карла IV Красивого - тогда да, безусловно. Чего стоит один Карл Валуа. Но в описанных мной примерах короли являли собой подлинное воплощение идеи абсолютной монархии, пусть даже и прослеживались отдельные институты демократии, как при Филиппе IV, тем не менее решение об их учреждении исходило от короля. И если бы он встал в позицию против них, эти институты были бы мгновенно упразднены. Мнение графов и герцогов решало что-либо ровно до того момента, пока на троне не оказывалась сильная личность. В этом и состоит одна из основных идей абсолютизма. То же к архиепископам - как пример, отстранение от должности хранителя печати архиепископа Нарбоннского в 1307 году Филиппом IV, когда тот отказался скрепить означенной печатью ордер на арест тамплиеров.
Великие реформы проводились не по воле или по желанию церкви или тем более феодалов, а вопреки им. Дабы не быть голословным - упомянутая вами реформа об унификации денежного обращения. Ни одному феодалу, крупному или мелкому, это было не выгодно и наносило прямой ущерб их и без того скудным финансам. То же с другими феодальными правами, которые постепенно упразднялись для укрепления сильной центральной власти.
Вот список спорных моментов, за и против которых в начале и середине XIV века боролись две партии - прогресса (королевская во время Филиппа IV и Филиппа V, к ней же, как правило, примыкали горожане) и реакции (большинство дворянства во главе с братом короля Карлом Валуа в период правления этих королей, Людовик X и Карл IV с Филиппом VI, Иоанном II Добрым между ними и после них):
1. Право сеньоров вести между собой войны
2. Право ленных властителей чеканить на своих землях собственную монету
3. Возвращение к моральному кодексу рыцарства
4. Безоговорочное подчинение папскому престолу как высшей третейской власти
5. Безоговорочная поддержка всех социальных институтов феодализма
Это принципы феодальной партии.
1. Централизация власти
2. Унификация денег
3. Независимость светской власти от церкви
4. Обеспечение мира на границах государства, достигаемое введением крепостей с постоянным гарнизоном, и мира внутри государства, достигаемое полным подчинением королевской власти
5. Процветание ремесел, расширение торговых связей, безопасность торговых путей
Это принципы партии прогресса.
В итоге после долгой и длительной борьбы, связанной как с ломкой традицией, так и с затяженнейшим политическим и династическим кризисом во Франции в XIV веке, победу одержала партия прогресса. Это напрямую противоречит тезису, что феодалы и церковь были катализатором/движущей силой для проведения важнейших реформ. Зато доказывает обратный тезис - "короли делают историю". При абсолютистском строе, конечно же.


Сообщение отредактировал RaKatah - Воскресенье, 27.04.2008, 19:06
 
AlastrielДата: Воскресенье, 27.04.2008, 23:31 | Сообщение # 5
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 16
Репутация: 3
Статус: ОFF
Хм,вы демонстрируете блестящие знания истории Франции.
Но почему Вы не допускаете такого ньюанса,как боязнь короля быть свергнутым,боязнь восстания или боязнь проблем с церковью?!нельзя и это отрицать?
В конце концов это История и каждое событие покрыто пылью тайны.
Вы так доверяете написанному в книгах о сильной личности правителей?тоагда не существовало сильной правовой системы,чтобы сдерживать норов и амбиции графов,герцогов,церкви. История - большой знак вопроса,на месте которого каждыйСтавит СВОЮ точку


Per aspera et astra...
Dum spira sparo...
Dura lex sed lex...
 
RaKatahДата: Воскресенье, 27.04.2008, 23:52 | Сообщение # 6
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 57
Репутация: 3
Статус: ОFF
Раунд третий.
Цель любого историка заключается в том, чтобы эту завесу тайны и приоткрыть. В противном случае крайне проблематично говорить о какой-либо объективности. История дана нам для того, чтобы мы учились, анализировали и делали выводы из своих ошибок и успехов, а никак не для банальной констатации фактов. Если априори считать пыль тайны "железным занавесом", тогда нет смысла вообще в каком-лиюо разборе ситуаций. Что противоречит самой жизни.
Примерно по тем же причинам мы не имеем права ставить точку, когда время для этого еще не пришло.
"Боязнь" - понятие весьма и весьма абстрактное и не поддается никакоиу исчислению. Боялись короли или радовались, скрывались от народа или топили восстания в крови - все это нюансы, никак не могущие опровергнуть факты. Если реформы проводились - значит, они проводились, причем при данных королях и при возмущении феодалов церкви и народа. Тем более что графы, герцоги и церковь, видимо, тоже "боялись быть осужденными", если следовать такой логике. Так что это ничего не доказывает, да еще и крайне спорно.
Книги написаны не на чем ином, как на осное летописей и хроник. Соответственно, источник это надежнейший, и нет никаких оснований ему не доверять. Правовая система как раз и подвергалась изменению со стороны реформаторов, поэтому им и удавалось сдерживать этот самый норов. Чего стоит хотя бы статья "о случаях, когда затронуто королевское величие", которая де-факто позволяла королям творить все, что им заблагорассудится. Да и все реформы, подчеркиваю, проводились на основе королевских ордонансов, а значит, имели под собой твердую правовую основу. Да и хартии не случайно носили в некоторых случаях имя королей - "Законы Людовика Святого", к примеру.
Сам факт сохранения абсолютистского строя доказывает то, что короли обладали реальной силой и властью во всех сферах общества (опять же, как правило).Неужели вы считаете, что строй, где на вершине ОДНА личность, влияющая по закону на все, что угодно, продержался бы при слабости и ненужности этой самой личности?
Как пример. У вас есть опекун дядя Вася, который распоряжается всеми вашими ресурсами и может хоть голову вам отрубить при своем желании, но при этом не имеет никакой реальной правовой власти над вами. Неужели вы бы стали это терпеть??
Да нет, не стали бы...А почему графы и герцоги в таком случае стерпели бы?


Сообщение отредактировал RaKatah - Воскресенье, 27.04.2008, 23:53
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: